Любовь и тестирование

Карта крутого тестировщика

Сегодня статья будет важная. Потому что это своего рода навигатор. Звёздная карта для тех, кто не знает, с чего начать свой путь в тестировании. Берите чашку чая с лимоном, устраивайтесь поуютнее в кресле и изучайте.

Самое важное, что пришло в российское айти с запада, это практика разделения на софт и хард скиллы. В переводе на русский это мягкие навыки (всё про общение, взаимодействие и решение задач) и жёсткие навыки (чисто технические знания).

Есть интересная тенденция. Софт скиллы считаются уже чуть ли не важнее хардовых. Помните выражение: "хороший человек — это не профессия"? Так вот можете радостно забыть. В айти очень важна работа команды. Поэтому при выборе из двух профессионалов эйчар выберет того, кто ещё и хороший человек, а не бука. Многие так и объясняют: "Мне проще нанять новичка с горящими глазами и лёгким характером с тягой к знаниям, чем работать с уже сформировавшимся мидлом-снобом, который у всех будет занозой в заднице".

Поэтому сначала расскажу всё про софт скиллы.

Что должен знать хороший тестировщик? Какой у него должен быть характер? Какие привычки и особенности общения?

Список примерно такой:
1) Постоянное саморазвитие. Причём не из-под палки, потому что надо, а потому что во всём хочется доковыряться до сути. Потому что интересно.

Это и общая эрудиция, и технические навыки (потому что они в айти частенько устаревают).
Именно такой человек докопается до сложной ошибки и принесёт разработчику баг со всеми подробностями.

Должно быть эдакое ребячье любопытство. Потому что именно оно определяет мышление. Как это можно сломать? Как это можно улучшить? Если продукт себя непонятно ведёт, то что именно приводит к такому результату?

2) Открытость в общении и проактивность.
В айти много общения. Оно может быть удалённым и лёгким, но оно всегда есть. И тестировщику как звену между пользователем и бизнесом с кем только не приходится переписываться и созваниваться). Тут и менеджер прокта, и продуктолог, и разработчики, а ещё дизайнеры, аналитики и другие тестировщики.

Выяснять подробности функционала и дизайна, участвовать в брейн-штормах и ежедневных созвонах, обсуждать с разработчиком особенности проверки задачи — это всё ежедневная рутина тестировщика. И тут не получится прикинуться интровертом и тихонько молчать в уголке.

Более того, очень часто именно тестировщику нужно инициировать то или иное обсуждение. Потому что всем итак норм, работает же. А если оно работает через раз и криво — именно твоя задача сделать так, чтобы фурычило как часы.

Проактивность — это сложная штука, которая не только подразумевает способность взять на себя задачу и довести её до 100% завершения. Это ещё и попутный поиск информации, умение быстро усвоить большие объёмы знаний и напинать ответственных так, чтобы всё было сделано чётко и в срок.

Единственный нюанс, в разных компаниях у тестировщика могут быть разные права. У кого-то тестировщики просто баги заводят, а у кого-то участвуют в улучшении продукта и имеют право дёрнуть любого, обсудить и предложить что угодно, лишь бы оно было по делу.

3) И самые важные черты, это:
Внимательность, усидчивость, некая доля способного задолбать кого угодно занудства и здоровый перфекционизм.

Внимательность позволит не упустить важные мелочи. Занудство - добиться их фиксации и исправления. Перфекционизм — не только пройтись по ТЗ, чтобы оно работало, но и подумать, а что ещё можно сделать, чтобы оно работало лучше. Приносило больше прибыли. Больше пользы. Удерживало пользователей продукта (потому что ретеншн (удержание) сейчас — это один из самых важных показателей бизнеса).

А теперь переходим к скиллам жёстким, они же хард.

Тут у нас всё, что касается рабочего процесса.

Само собой, подразумевается умение работать с компьютером (и мобилками) как минимум на уровне продвинутого пользователя. А лучше выше. То есть уметь всё устанавливать, конфигурировать, удалять, читать логи, смотреть консоль браузера. И вообще понимать, как оно всё устроено внутри хотя бы на базовом уровне. Особенно про сеть интернет, клиенты и протоколы связи.

Далее у нас идёт тест-анализ и тест-дизайн. То есть способность разобрать продукт не то что по косточкам, а на атомы. Причём по разным критериям и пятью различными способами. И написать про всё это тесты-проверки.

Поскольку везде нужен порядок и систематизация, то это чисто прикладной навык работы с системами управления проектами, системами управления тестированием и всякими внутренними википедиями (классика: JIRA, Testrail, Confluence)

Очень часто нужно умение читать код веб-страниц (html, css) и работать с базами данных (SQL на уровне понимания что куда и способности работать с простыми запросами)

В последние годы от джунов хотят и автоматизации тестирования. Хотя бы основ и понимания на уровне "потыкал в тестовый проект, вот ссылка на него".
Автоматизация — это какой-то язык программирования на базовом уровне (чаще Java), selenium для имитации действий пользователя в браузере, и работа со средами программирования и репозиториями.

И главная часть — как заполучить все эти навыки?
Софт скиллы можно в себе воспитать. У многих они просто есть изначально)
Что касается хард скиллов, варианта два. Либо учить самому по книжкам, сайтам и тд. Либо взять хороший курс и пройти его.

Первый вариант чреват потерями времени. Потому что в сети всё лежит чёрти как, порой сильно устарело, порой вообще с ошибками. И самое главное, без опыта тяжело понять, а правильно ли ты вообще делаешь. Можно уйти не в ту сторону, можно неправильно понять технику тест-дизайна и в итоге сильно себе навредить.

Поэтому лично я бы посоветовала вариант номер два. Не потому что у меня курс. А потому что это быстро и эффективно. Потому что сама я поступаю именно так, когда мне нужно быстро что-то изучить и начать применять на практике.

Вот такая вот звёздная карта. Надеюсь, теперь путь тестировщика стал понятнее). 
Тестировочный полезняк
Made on
Tilda